Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н А Я     И Н Ф О Р М А Ц И Я

                                П Р А В О    Н А    З Д О Р О В Ь Е        

(по материалам книги голландского специалиста по международному праву Брижит Тобес «Право на здоровье: Теория и практика» - М.: Устойчивый мир, 2001)

«Право на здоровье является одним из основополагающих прав каждого человека, независимо от его расы, вероисповедания, политических убеждений, материального или социального статуса в обществе.

Основные свободы человека могут достигаться и соблюдаться только тогда, когда люди являются здоровыми, хорошо питаются и защищены от болезней.

Здоровье является важнейшим фактором достижения безопасности и благополучия как отдельными людьми, так и целыми государствами.

Удовлетворительное состояние личного и общественного психического здоровья является необходимым условием гармоничных людских взаимоотношений.» (Из первоначального предисловия к проекту Конституции Всемирной Организации Здравоохранения).                                     

«Правительства государств несут ответственность за здоровье своих граждан, обеспечивая нормальную работу здравоохранительных организаций» (Из преамбулы действующего Устава Всемирной Организации Здравоохранения).

Право на здоровье включено в большое число документов ООН по правам человека. В них говорится не только о праве на медицинское обслуживание, но и о праве на некоторые обязательные условия здоровья, такие как чистая питьевая вода, хорошие санитарные условия, чистота окружающей среды и профессиональное здоровье.                                             

Право на здоровье – это не право быть здоровым. Это право на использование определенных служб здравоохранения, это право на защиту от некоторых угроз здоровью, причем ответственность за такую защиту несет государство.

ПРАВО НА ЗДОРОВЬЕ  включает в себя равенство, доступность (финансовую, географическую, культурную) полноценной медицинской помощи, профилактическую медицинскую помощь, охрану психического здоровья, иммунизацию от основных инфекционных заболеваний, обеспечение необходимыми лекарствами и медсредствами, здоровую окружающую среду, чистую питьевую воду, удовлетворительные санитарные условия, гигиену жилища, охрану труда и борьбу с профессиональными заболеваниями, полноценный отдых, безопасное по качеству продовольствие достаточной питательности, меры по борьбе с младенческой смертностью и по увеличению средней продолжительности жизни, информацию и просвещение  в области здоровья, физическую неприкосновенность и неприкосновенность личной жизни, доступ к медицинскому уходу в тюрьмах, защиту от психического и физического ущерба из-за факта заключения, запрет вредных для здоровья обычаев, меры по предотвращению абортов в небезопасных для здоровья женщины условиях, службы планирования семьи и др.                                           

ЗАЩИТА ЗДОРОВЬЯ подразумевает, что люди защищены от потенциальных угроз для своего здоровья, что означает, например, принятие мер безопасности на рабочем месте.                                              

УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ подразумевает пропаганду здорового образа жизни и развитие социальных, экономических, экологических и личных факторов, влияющих на здоровье, например, пробуждение у людей заинтересованности состоянием своего здоровья и обучение их тому, как следует решать те или иные проблемы в этой области.

Здоровью человека угрожает многое. Инфекционные заболевания уносят жизни около 17 миллионов людей в год. Хронические болезни убивают более 24 миллионов человек в год. Три миллиона смертей в год по причине загрязнения атмосферы. 160 миллионов человек становятся жертвами профессиональных заболеваний.                                            

Когда политики поняли социальные последствия болезней, они стали разрабатывать такие меры по развитию общественного здравоохранения, которые бы позволили поднять уровень жизни.

Для полноценного труда необходимо хорошее здоровье.                                               

В Германии с 1820 года существовало движение за здоровье, участники которого подчеркивали, что государство несет ответственность как за здоровье граждан, так и за улучшение качества медицинского обслуживания для бедных.                                           

Великобритания, Канада, Карибы, Куба, Гайана, Никарагуа обладают национальными системами бесплатной медицинской помощи.                                            

Приватизация медицинского сектора не дает государствам право снимать с себя ответственность за охрану здоровья, заявляя, что раз охраной здоровья занимается частный сектор, то он и несет за это всю ответственность.                                           

Концепция Всемирной Организации Здравоохранения: Эффективной может считаться та система общественного здравоохранения, при которой все население может пользоваться всеми достижениями современной медицины с целью улучшения своего здоровья, выявления и лечения болезней в их начальной стадии. (Алма-Атинская декларация 1978 г.)                                            

Здоровье нельзя улучшить только через организацию служб здравоохранения, правительства должны защищать и улучшать здоровье людей, обеспечивая принятие соответствующих социальных мер.                                             

Страны обязаны выделять на здравоохранение достаточное количество ресурсов, исчисляемое в процентах от ВНП. Если расходы на оборонную промышленность превышают расходы на здравоохранение, страна должна иначе строить свой бюджет.

Пример: Нидерланды тратят на здравоохранение 12,4% ВНП, а на оборонную промышленность лишь 4,8 % ВНП. В то время как Южная Корея на здравоохранение тратит 2% ВНП, а на оборонную промышленность 22,2% ВНП. Вывод: у Южной Кореи достаточно возможностей уделить здравоохранению больше места в своем бюджете, а в дефиците – желание сделать это.

То же самое можно сказать про Россию.                                            

«… В целом положение со здоровьем и эпидемиями в Российской Федерации можно назвать неудовлетворительным, и это с каждым днем все заметнее отражается на здоровье населения. Острее всего стоит проблема обеспечения людей питьевой водой, соответствующей гигиеническим и медицинским стандартам. Значительное число людей вынуждено жить в условиях, когда концентрация в атмосфере веществ, вредных для здоровья, постоянно превышает предельно допустимые концентрации. Количество случаев профессиональных и инфекционных заболеваний постоянно увеличивается…» (Из доклада Комитету  по экономическим, социальным и культурным правам)   

   О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ НАУКИ. ЗАДАЧАХ НА 2001 – 2005 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА

   (итоговая коллегия Минздрава РФ 20-21 марта 2001 года – извлечения) 

   ОСНОВНЫМИ проблемами, стоящими перед здравоохранением,  являются высокие показатели смертности, заболеваемости и инвалидности населения.

   ОСНОВНЫМИ  причинами смерти являются болезни системы кровообращения, несчастные случаи, отравления, травмы, новоообразования.    

   РАСТУТ показатели смертности от инфекционных и паразитарных болезней (в т. ч. от туберкулеза), болезней органов дыхания. 

   ЕЖЕГОДНО регистрируется 155 – 185 млн. случаев заболеваний острыми и хроническими болезнями.

   ЗА ПОСЛЕДНИЕ 5 лет уровень первичной заболеваемости вырос на 9%. 

   КРАЙНЕ неблагоприятная ситуация складывается с болезнями системы кровообращения. В 1999 году число больных составило 19,2 млн. человек. 

   В течение последних 5 лет ежегодно заболевает раком более 400 тысяч человек. На учете онкологов сегодня около 2 млн. больных. 

   НАРАСТАЕТ заболеваемость сахарным диабетом. В 2000 году зарегистрировано более 2 млн. больных сахарным диабетом, который является причиной ранней инвалидизации и смертности. 

  ИНТЕНСИВНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ заболеваемости сифилисом увеличился с 1990 года в 36 раз. 

  ЗА ПОСЛЕДНИЕ 10 лет число находящихся под наблюдением больных наркоманией увеличилось в 6,8 раз. 

   ЧИСЛО алкогольных психозов с 1991 года выросло в 3 раза.

   ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ обстановка по туберкулезу в 2000 году продолжала ухудшаться. 

   ЗНАЧИТЕЛЬНО ухудшилась эпидемическая обстановка по ВИЧ-инфекции. В 2000 году выявлено в 2,9 раз больше ВИЧ-инфицированных, чем в 1999 году. 

   ДЕТСКОЕ население страны сократилось на 12,3 %. 

   СОВРЕМЕННЫЕ ПАРАМЕТРЫ РОЖДАЕМОСТИ в России меньше требуемого для положительного прироста населения в 2 раза. 

   ЗА ПОСЛЕДНИЕ 3 года увеличилось число женщин, страдающих анемией до 40%, болезнями почек до 16%, системы кровообращения до 9%.

    РЕЗКО сократилось число нормальных родов, удельный вес которых в 1999 году составил лишь 31%.

 

                          РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ МИНЗДРАВА РФ

                                (20-21 марта 2001 года, извлечения)

 

       определить следующие приоритетные задачи на период на период до 2010 года:

  

       снижение уровня преждевременной смертности:

      - от сердечно-сосудистых заболеваний,

- от несчастных случаев, травм, суицидальных попыток,

- от злокачественных новообразований;

      борьба с заболеваниями, имеющими особую значимость в связи с демографической ситуацией в стране:

     - заболевания, угрожающие репродуктивному здоровью матери и новорожденных,

- болезни старческого возраста и пожилых людей.

- борьба с заболеваниями, представляющими особую угрозу для здоровья нации в целом

    (туберкулез, СПИД/ВИЧ, наркомания, алкоголизм, заболевания, передающиеся половым путем),

     формирование реального механизма ресурсного обеспечения приоритетных направлений развития здравоохранения;

    развитие профилактики заболеваний, системы активного сохранения и восстановления здорового человека;

   содействие расширению понимания населением ценности здоровья и воплощение этого в соответствующее поведение населения страны;                

   всемерное развитие медицинской науки и передовых медицинских технологий, развитие информационных технологий;

  обеспечение потребности населения в лекарственных средствах и медицинских изделиях;

  формирование системы медико-социального страхования;

  определение ценовой политики в области рынка медицинских услуг;

  введение системы страхования профессиональной ответственности и повышение социальной защищенности медицинских работников;

 формирование системы медицинской реабилитации и развитие санаторно-курортных видов лечения;

 расширение организационно-правовых форм организаций здравоохранения и оптимизация номенклатуры медицинский специальностей.      

 

              ФИНАНСИРОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

            (по материалам доклада Минздрава РФ «О ходе развития здравоохранения и медицинской науки, задачах на 2001-2005 годы и на период до 2010 года)   

    ЗА ПЕРИОД 19991-1999г.г. государственное финансирование здравоохранения сократилось в реальном выражении не менее, чем на треть. 

   ЗАЯВКИ учреждений здравоохранения удовлетворяются только на 53,4% (на приобретение медицинского оборудования на 20%, на капитальный ремонт на 37,1%,), по образованию на 65,4%, по науке на 20-25%, по санитарно-эпидемиологическим мероприятиям на 41,8% . 

   РАСХОДЫ на дорогостоящие виды оказания медпомощи в 2000 г. покрыли потребность населения только на 5-10% . 

   КАТАСТРОФИЧЕСКИ недостаточно средств на приобретение расходных материалов и дорогостоящих медицинских препаратов.   

   ОКОЛО 65% пациентов в Федеральных клиниках, финансируемых из федерального бюджета, составляют жители г. МОСКВЫ. 

   ОБЪЕМ государственного финансирования здравоохранения сегодня составляет около 4% ВВП, в то время как в развитых странах  7% ВВП. 

   РАСХОДЫ на медицинские нужды перемещаются на население. Когда за получение формально бесплатной медпомощи приходится платить, в худшем положении оказываются менее обеспеченные слои населения. Они вынуждены чаще отказываться от лечения и приобретения нужных лекарств. 

    Стоимость оказания медпомощи со временем будет расти из-за развития новых медицинских технологий и повышения  качества медуслуг. 

 

                    ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ?

                                   («АиФ» № 40/1998) 

  Если проявить политическую волю, можно вернуть через Интерпол из швейцарских банков наворованные в России деньги.  Для  этого Генеральная прокуратура должна направить в Швейцарию международно-следственное поручение. И тогда из специального банка данных по каналам Интерпола реально получить нужную информацию, а затем в судебном порядке вернуть награбленное. Кстати, сейчас сделать это проще, чем раньше. В Швейцарии недавно вступил в действие закон о борьбе с отмыванием «грязных» денег. Теперь все банки страны, несмотря на тайну вклада, обязаны информировать правоохранительные органы о сомнительных финансовых сделках. В федеральной полиции Швейцарии создано специальное подразделение, которое призвано собирать и анализировать эту информацию. Швейцарское спецбюро по борьбе с отмыванием «грязных денег»  через Интерпол охотно сотрудничает с полицейскими службами других стран. 

   По оценкам английских экспертов российские чиновники ежегодно кладут себе в карман 15 миллиардов долларов. («АиФ» № 45/1998)                         

                       "ЗДОРОВЬЕ И ВЛАСТЬ "

                       (из книги Евгения Чазова) 

Из своей долгой врачебной жизни, повидав тысячи смертей, я вынес одну истину: самое главное – это жизнь и здоровье человека. Только они достойны нашей борьбы, страданий и упорств. Особенно в этом меня убедили последние годы жизни Андропова и Черненко. Они достигли всего, о чем может мечтать человек – власти, почестей, обеспеченности. Но они были несчастны, потому что у них не было самого дорогого – здоровья…                                     

Демагогией пронизаны заявления о том, что вопросы здоровья – это слишком личное, что обсуждать их в ходе предвыборной борьбы или при назначении в исполнительные органы несовместимо с моралью и принципами свободы личности. … Но разве этично человеку, наблюдающемуся или наблюдавшемуся по поводу психического заболевания или рака, скрывать это от своих избирателей и взваливать на свои больные плечи непомерный груз сложной и ответственной работы. Избиратели вправе знать все о человеке, которому они вручают свое представительство в органах законодательной или исполнительной власти.                                               

Нисколько не преувеличивая, могу сказать, что от нашей врачебной деятельности, от нашей активности и позиции будущее страны зависело в неменьшей степени, чем от расстановки политических и общественных сил.

                             МЕДИКИ – ТОЖЕ ГОСУДАРЕВЫ ЛЮДИ

 Наши медучреждения укомплектованы работниками примерно на 65 процентов. Самая большая нехватка в службе участковых врачей. Там вообще укомплектованность – 35 процентов. Туда идут с крайней неохотой. Сейчас врачам ходить с визитами по квартирам становится порой опасно. Можно нарваться и на наркомана, и на пьяного. К слову, о защищенности медработников. Не существует даже закона о здравоохранении. Есть закон об обязательном медицинском страховании, закон об охране здоровья. Но все они направлены на защиту больных. Закона, защищающего интересы врачей, нет. А ведь они берут на себя огромную ответственность.

…Ведь медицинский работник – это тоже государев человек. Он выполняет важную задачу – сохранять здоровье нации. И поэтому должен получать зарплату хотя бы на уровне госчиновников.

                                 Председатель Мурманского областного профсоюзного комитета работников здравоохранения, депутат Мурманского горсовета Светлана Семенина.

 

 

Главная страница

Hosted by uCoz